Photoshop for WEB




Выделение фрагментов изображения


Выделение фрагментов изображения

Очень часто при работе с графикой возникает необходимость выделить какую-либо часть изображения. Это может быть нужно для выборочного применения команды или фильтра, перемещения или удаления объектов, рисования в ограниченной области и многого другого. В этом уроке мы рассмотрим способы создания выделений различной формы, а также методы выделения фрагментов изображений.

Прежде всего следует сказать несколько слов о том, что представляет собой «выделение». Под этим термином понимают область изображения, отделенную от остальной картинки специальными методами. Выделенная область остается частью изображения (до оробой команды она не выносится на отдельный слой или в отдельный файл). Любые действия, обычно выполняемые над всем изображением, при наличии выделения выполняются только над пикселами, находящимися внутри него. В окне документа граница выделения отображается в виде переливающейся пунктирной линии.

В Adobe PhotoShop выделения задаются с помощью так называемых альфа-каналов. Альфа-канал — это самостоятельное монохромное изображение, содержащее до 256 градаций яркости и имеющее размер равный размеру изображения. Таким образом, каждой точке обычной картинки при создании выделенной области ставится в соответствие точка в альфа-канале. Цвет этой точки определяет степень «выделенности» точки обычного изображения. Черный обозначает полное выделение (100%), белый — отсутствие выделения (0%), оттенки серого — промежуточные степени. Например, если точка в альфа-канале имеет цвет 50% черного, то точка на изображении будет выделена на 50%. Это значит, что все применяемые к ней операции будут ослаблены на 50%. К точкам, выделенным на 100%, все действия применяются в полной мере. К невыделенным точкам (белый цвет в альфа-канале) команды и эффекты не применяются. Такое представление о выделении участков изображения позволяет редактировать выделение как обычное изображение. При этом можно использовать практически все инструменты, фильтры и команды. Работа в этом режиме будет рассмотрена несколько позже. Начнем рассмотрение работы с выделенными областями изображения с самых простых приемов.

Рис. 5.1. Кнопки вызова инструментов работы с выделенными областями изображений

ПРИМЕЧАНИЕ. Одно из основных назначений выделенных областей — копирование графических объектов. Для того чтобы скопировать выделенный фрагмент, используйте команду Edit > Сору (Правка > Копировать), комбинации клавиш Ctrl+C или Ctrl+Insert. Используя команду Edit > Cut (Правка > Вырезать) или комбинации клавиш Ctrl+Del и Ctrl+X, можно не скопировать, а вырезать фрагмент изображения, поместив его в буфер обмена. При помощи команды Edit > Paste (Правка > Вставить) вы можете вставить в изображение фрагмент из буфера обмена. Если текущий слой не пуст, то фрагмент будет помещен на новый слой. Для этой же цели можно использовать комбинации клавиш Ctrl+V или Shift+Insert. В меню Edit (Правка) и в контекстных меню изображения находятся еще несколько команд, позволяющих оперировать фрагментами изображений.

Adobe PhotoShop предоставляет пользователям набор инструментов для работы с выделениями. Доступ к ним осуществляется при помощи кнопок, расположенных в верхней части панели инструментов. Они показаны на рис. 5.1.

Рассмотрим эти инструменты подробнее. Первый и наиболее часто используемый инструмент

— Rectangular Marquee (Прямоугольное выделение). Для выделения прямоугольного участка изображения подведите курсор к точке, в которой должен находиться верхний левый угол выделения, нажмите левую кнопку мыши и, перемещая мышь, выделите нужный участок. После этого отпустите кнопку мыши. Если при этом держать нажатой клавишу Alt, то выделение рисуется не от верхнего левого угла, а от центра. Удерживая клавишу Shift, вы можете создать выделение квадратной формы.

СОВЕТ. Во многих случаях клавиша Shift используется для создания объектов правильной формы или для сохранения формы во время преобразований. Например, если при масштабировании объекта вы будете удерживать эту клавишу, то будут сохранены пропорции объекта. Это относится не только к Adobe PhotoShop, но и к другим программам.

Можно изменить действие инструмента Rectangular Marquee (Прямоугольное выделение). Для этого нажмите соответствующую кнопку на панели инструментов и удерживайте ее некоторое время. На экране появится меню выбора инструментов, изображенное на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Меню выбора инструментов, используемых для создания выделения заданной формы

Представленные в нем инструменты предназначены для создания выделения заданной формы, такой как прямоугольник, эллипс или линия.

Инструмент Elliptical Marquee (Эллиптическое выделение) подобен инструменту Rectangular Marquee (Прямоугольное выделение), но при его помощи можно выделять эллиптические области. При нажатой клавише Shift образуется выделение, имеющее форму правильного круга. Инструменты Single Row Marquee (Выделение одной строки) и Single Column Marquee (Выделение одного столбца) предназначены для выделения области в один пиксел высотой или шириной. На практике они используются редко.

Инструменты выделения можно настраивать, для этого служит панель настройки. Она изображена на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Вид панели настройки при работе с инструментом Rectangular Marquee

В поле Feather (Размытие) указывается, на сколько пикселов будет «размыто» выделение. Если это значение отлично от 0, то границы выделенной области будут нечеткими. При установленном флажке Anti-aliased (Сглаживание) скругленные границы выделения сглаживаются. Это делается для устранения «зазубрин». Из разворачивающегося списка Style (Стиль) вы можете выбрать режим построения выделения. Доступны три варианта:

  • Normal (Нормальный) — выделение полностью контролируется движением мыши;
  • Constrained Aspect Ratio (Фиксированное соотношение сторон) — независимо от движения мыши поддерживается заданное соотношение размеров выделения по горизонтали и по вертикали. Числа, определяющие ширину и высоту выделенной области, вводятся в поля Width (Ширина) и Height (Высота);
  • Fixed Size (Фиксированный размер) — выделенная область будет иметь заданные в полях Width (Ширина) и Height (Высота) размеры.
  • Стили работают при работе с прямоугольным и эллиптическим выделением.

    СОВЕТ. Стиль Constrained Aspect Ratio (Фиксированное соотношение сторон) оченьудобен, если требуется вырезать множество фрагментов одного размера из различных по размерам исходных изображений. В этом случае выделенные фрагменты легко масштабировать, приводя к нужным габаритам.

    Еще одна группа инструментов предназначена для создания выделения про извольной формы. Главный из них (хотя и не самый нужный)

    — Lasso (Лассо). С его помощью можно выделять участки изображения любой формы. Достаточно провести мышью по нужному маршруту, удерживая левую кнопку нажатой. Когда вы отпускаете кнопку, маршрут автоматически замыкается, образуя выделенную область. Если удерживать нажатой клавишу Alt, то после щелчка в некоторой точке можно, не нажимая кнопку мыши, провести линию. Ее конец определяется следующим щелчком.

    Рис. 5.4. Меню выбора инструментов для работы с выделением произвольной формы

    Нажав Кнопку инструмента Lasso (Лассо) и подержав ее нажатой некоторое время, можно вызвать меню выбора инструментов работы с выделением произвольной формы. Оно показано на рис. 5.4.

    Инструмент Polygonal Lasso (Многоугольное лассо) предназначен для построения выделения в виде многоугольника с прямыми гранями. Углы многоугольника определяются щелчками мыши. Для замыкания контура необходимо приблизить курсор к начальной точке (при этом форма курсора изменится) и щелкнуть мышью. Если, рисуя контур, удерживать клавишу Shift, то линии будут стро иться под углами, кратными 45°.

    Наиболее интересный инструмент этой группы — Magnetic Lasso (Магнитное лассо). С его помощью можно быстро выделить объект, имеющий четкий контур. Для этого достаточно щелкнуть на границе объекта и вести курсор вдоль нее. При достижении начальной точки надо еще раз щелкнуть мышью. Клавиша Alt позволяет в процессе построения выделения временно перейти в режим многоугольного лассо, а щелчок мыши при нажатой клавише Ctrl приводит к немедленному замыканию выделения. Клавиша Shift позволяет автоматически строить выделение из отрезков прямых.

    Инструмент Magnetic Lasso (Магнитное лассо) имеет сложную систему настроек. Параметр Width (Ширина), уже встречавшийся ранее, в данном случае определяет размеры зоны изображения, анализируемой при перемещении указателя мыши над изображением. Параметр Edge Contrast (Контраст границы) определяет, какая разность яркости соседних пикселов будет распознаваться как граница объекта. Если выделяемый объект имеет малоконтрастную границу, этот параметр следует уменьшить. Для контрастных изображений можно увеличить значение контраста. При помощи параметра Frequency (Частота) можно задать, с какой частотой будут расставляться опорные точки выделения. При работе с выделениями сложной формы имеет смысл увеличить частоту расстановки опорных точек.

    СОВЕТ. Опорные точки выделения создаются автоматически и позволяют изменять только что проведенную линию выделения, не затрагивая при этом линий, проведенных ранее. Вы можете ставить их вручную. Для этого достаточно во время обводки контура щелкнуть в нужной точке мышью.

    Если вам потребуется выделить однотонный фрагмент изображения, по пробуйте воспользоваться инструментом

    Magic Wand (Волшебная палочка). Выберите этот инструмент и щелкните мышью внутри области, подлежащей выделению. Все пикселы, имеющие цвет, схожий с цветом пиксела, на котором вы щелкнули мышью, и непосредственно связанные с ним, будут выделены. Настройки инструмента позволяют достаточно гибко настраивать этот процесс. Параметр Tolerance (Допуск) определяет, на сколько может отличаться цвет выделяемых точек от цвета пиксела, с которого была начата работа инструмента. Уменьшите его значение для более точного выделения, для выделения более широкого диапазона оттенков его надо увеличить. Флажок Anti-aliased (Сглаживание), как уже было сказано, позволяет сделать границы выделения гладкими. Если установлен флажок Contiguous (Смежные пикселы), то выделены будут только пикселы, прикасающиеся с точкой начала выделения через другие выделенные пиксели. Сняв этот флажок, можно выделить все точки изображения, имеющие под ходящую окраску. Установив флажок Use All Layers (Все слои), вы получаете возможность строить выделение, используя информацию обо всех содержащихся в файле слоях.

    Если в документе уже имеется выделенная область, то действие описанных выше инструментов несколько меняется. Появляется возможность передвигать границы выделения и выделенный фрагмент изображения, добавлять к выделению новые области или вычитать их. При наведении курсора

    на выделенную область (при этом должен быть выбран инструмент для работы с выделением) он изменит свою форму. Для перемещения выделения нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее, переместите выделенную область. Если при этом удерживать нажатой клавишу Ctrl, то перемещаться будет не граница выделения, а
    выделенная область изображения. При этом форма курсора также изменится.

    СОВЕТ. Перемещать подобным образом фрагменты изображения можно при работе с практически всеми инструментами, имеющимися в Adobe PhotoShop. Если выделенная область отсутствует, то перемещается все изображение, находящееся на активном слое.

    Клавиши Alt и Shift позволяют вычитать фрагменты из выделения или добавлять к нему новые участки. Для выполнения этой операции пользуйтесь инструментом, удерживая соответствующую клавишу нажатой. При вычитании фрагментов выделения рядом с курсором отображается знак «минус», при добавлении — «плюс». Если удерживать нажатыми Alt и Shift одновременно, то к выделенной области будет применяться операция «логическое И». Это значит, что после применения инструмента выделенной останется область, являющаяся пересечением изначально выделенного фрагмента и только что обведенного участка. Во время выполнения подобной операции рядом с курсором выводится значок «X». Все эти режимы вызываются при помощи кнопок, находящихся на панели настройки

    . Они отвечают за следующие режимы (слева направо): обычный (создание нового выделения), добавление к существующему выделению, вычитание из выделения, режим пересечения.

    Создав выделенную область, вы можете в любой момент удалить ее. Для этого достаточно щелкнуть на невыделенном участке изображения (при этом должен быть выбран «выделяющий» инструмент). Еще один способ удалить выделение — использовать клавиатуру. Надо нажать комбинацию клавиш Ctrl+D.

    СОВЕТ. При помощи клавиатуры можно не только удалять выделение, но и вызывать его. Комбинация Ctrl+A позволяет выделить все изображение. При помощи комбинации Ctrt+Shift+O можно вызвать последнюю использовавшуюся выделенную область. В меню Select (Выделить) находятся аналогичные команды: Аll (Все), Deselect (Убрать выделение); Reselect (Восстановить выделение).

    Инструменты, предназначенные для работы с выделениями, очень полезны. С помощью уже рассмотренных нами способов можно выделять объекты прямоугольной, эллиптической и более сложной формы, отделять объекты от фона (при помощи инструментов Magnetic Lasso (Магнитное лассо) или Magic Wand (Волшебная палочка)), перемещать их. Но во многих случаях их возможностей оказывается недостаточно. Тогда можно использовать более сложные средства.

    Если вам требуется выделить на всем изображении однотонные пикселы, удобнее всего воспользоваться командой Select > Color Range... (Выделение > Цветовой диапазон). После ее вызова на экране появится окно управления, показанное на рис. 5.5.

    Рис. 5.5. Окно настройки команды Color Range...

    В левой части окна находится уменьшенная копия изображения, отображающая само изображение или его выделенную область. Выделение производится путем задания образца цвета (при помощи «пипеток») и выбора разброса цвета выделяемых пикселов (при помощи ползунка Fussiness (Разброс), расположенного над копией изображения). При разбросе равном 0, выделяются только пикселы выбранного цвета. Если разброс равен 200, то выделенным окажется все изображение. При промежуточных значениях пикселы, имеющие выбранный цвет, выделяются полностью. Пикселы, цвет которых несколько отличается от выбранного, выделяются частично. Это значит, что все команды, фильтры и эффекты будут применяться к ним в зависимости от степени выделения.

    Ниже копии изображения находятся два переключателя — Selection (Выделение) и Image (Изображение). Они указывают программе, что отображать в окне настройки команды — выделенную область изображения или само изображение.

    В правой части окна находятся кнопки для вызова «пипеток»

    , позволяющих выбирать выделяемые оттенки. Обычная «пипетка» позволяет выбрать цвет, от которого отсчитываются оттенки выделяемых точек (в зависимости от заданного разброса). «Пипетка с плюсом» позволяет добавить к выделению оттенки, не попавшие в него после первого выбора цвета. Например, после выбора простой «пипеткой» красного цвета на изображении оттенки зеленого выделяться не будут. Для того чтобы «захватить» и их, надо использовать «пипетку с плюсом». «Пипетка с минусом», наоборот, предназначена для исключения оттенков из выделенной области.

    СОВЕТ. Щелкнув мышью на кнопке выбранной в данный момент «пипетки», вы можете вызвать на панель настроек список Sample Size (Размер образца). Он позволяет выбрать, будет ли образец цвета браться из указанной «пипеткой» точки, или же будет взят оттенок, усредненный по некоторой площади (3X3 или 5X5 пикселов).

    Строить выделение можно не только на основе выбранных образцов цвета, но и при помощи предустановленных значений. Для того чтобы воспользоваться ими, выберите нужный пункт из разворачивающегося списка Select (Выделение). Пункт Selected Colors (Выбранные цвета) соответствует режиму выбора цветов, остальные пункты определяют некоторый цветовой диапазон. В зависимости от цветового режима, в котором находится изображение, набор доступных вариантов выделения может изменяться. При выборе фиксированного диапазона из списка ползунок Fussiness (Разброс) и «пипетки» становятся недоступными.

    Процесс построения выделенной области можно наблюдать при помощи уменьшенного изображения в окне настройки (при установленном переключателе Selection (Выделение)). Из списка Selection Preview (Просмотр выделения) режим отображения будущего выделения выбирается непосредственно в окне документа. Это оказывается полезным при создании выделений сложной формы, но в большинстве случаев можно обойтись копией изображения, находящейся в окне команды. Доступны следующие режимы просмотра:

  • None (Нет) — выделение в окне документа не отображается. Этот режим используется по умолчанию;
  • Grayscale (Оттенки серого) — в окне документа отображается монохромный альфа-канал, содержащий выделение. Черные участки соответствуют выделенным пикселам, белые — невыделенным, оттенки серого — выделенным частично;
  • Black Mate (Матирование черным) — границы выделения обводятся черным цветом;
  • White Mate (Матирование белым) — границы выделенной области обводятся белым;
  • Quick Mask (Быстрая маска) — выделение выводится в режиме быстрого редактирования маски (выделенной области изображения).
  • СОВЕТ. Установив флажок Invert (Инвертировать), можно выделить пикселы, не попадающие в заданный диапазон оттенков.

    После того, как вы завершите подбор оптимального цветового диапазона, нажмите кнопку ОК для применения команды. Отменить операцию можно, нажав кнопку Cancel (Отмена). Если вы нажмете и будете удерживать клавишу Alt, то кнопка Cancel (Отмена) сменится кнопкой Reset (Сброс). Нажав ее, можно вернуть настройки команды в исходное состояние.

    Во время описания возможных способов предварительного просмотра выделенной области при использовании команды Color Range... (Цветовой диапазон...) был упомянут режим Quick Mask (Быстрая маска). С его помощью можно редактировать границы выделенной области так, как будто это — простое изображение. При этом используются все фильтры, команды и инструменты, которые применяются при работе с монохромными изображениями. Это предоставляет обширные возможности для выделения объектов сложной формы, а также для создания специальных эффектов.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Термин «маска» в данном случае обозначает пикселы, не относящиеся к выделенной области (спрятанные, замаскированные).

    Сама возможность подобного «обращения» с выделенными пикселами определяется тем, что степень «выделенности» задается цветом пикселов в канале выделения — альфа-канале. Если пиксел в альфа-канале черный, то соответствующий пиксел изображения выделен, а если пиксел в альфа-канале белый, то соответствующий пиксел изображения не выделен. Промежуточные оттенки в альфа-канале (оттенки серого) определяют частичное выделение пиксела (эффект от всех команд, инструментов и фильтров проявляется для такого пиксела частично). Все рассмотренные ранее средства выделения областей изображения показывали пользователю лишь границу выбранного участка, скрывая альфа-канал. В режиме Quick Mask (Быстрая маска) граница выделения не отображается, зато альфа-канал выводится непосредственно в окне документа.

    Так как альфа-канал может содержать оттенки, промежуточные между черным и белым цветами, то возникает проблема отображения границы выделенной области при работе в нормальном режиме. Она решена очень просто — привычная мерцающая граница проводится там, где яркость пикселов в альфа-канале переходит через значение 50%. То есть внутри границы оказываются пикселы, выделенные более чем на 50%. Если таких пикселов нет (выделение неполное и очень слабое), то граница выделения не отображается. При возникновении подобной ситуации на экран выводится предупреждение о том, что граница выделения не видна.

    ВНИМАНИЕ. Если граница выделения не видна на экране, но само выделение присутствует, инст рументы, команды и фильтры будут применяться к пикселам изображения в соответствии со степенью «выделенности». Если такое выделение останется в документе после выполнения некоторых операций, то выполнение дальнейших действий может оказаться невозможным. Поэтому после использования выделения его следует снять (удалить).

    Теперь рассмотрим работу в режиме быстрого редактирования выделения (Quick Mask). Для его активизации следует нажать кнопку, расположенную в нижней части панели инструментов

    . В зависимости от настроек режима она может принимать разный вид. То, что программа перешла в требуемый режим, легко установить по следующим признакам:

  • кнопка перехода в режим Quick Mask (Быстрая маска) остается нажатой;
  • границы имеющихся в документе выделенных областей заменяются цветной окраской;
  • в заголовке окна документа выводится название режима — Quick Mask (Быстрая маска).
  • На рис. 5.6 показано окно документа, находящегося в режиме Quick Mask (Быстрая маска).

    <


    Содержание    Вперед